Лицейская система оценки качества образования

 

        Главная цель современной образовательной политики России обеспечение современного качества образования. В этой связи проблема оценивания качества школьного образования приобретает особую актуальность. Категорию качества следует рассматривать как характеристику результата деятельности системы. Качество образования - интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых результатов, условий образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

     Для модернизации и развития Лицея важную роль играет внутренняя система оценки качества образования, которая диагностирует и дает ценную своевременную информацию о качестве реализации образовательного процесса, его ресурсного обеспечения и  результатов.

    Модель внутренней системы оценки качества образования лицея  (ВСОКО) представляет собой совокупность организационных и функциональных структур, норм и правил, диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих на единой концептуально-методологической основе оценку качества образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, с образовательными потребностями всех участников образовательных отношений через получение полной достоверной информации и последующей внешней и внутренней оценки качества образования.

 

   Главной целью ВСОКО лицея является получение объективной информации о состоянии качества образования, тенденциях, его изменениях и причинах, влияющих на его уровень и дальнейшее принятие адекватных управленческих решений.

 

Основными задачами  ВСОКО  лицея  являются:

  • формирование системы критериев качества образования и подходов к ее измерению;

  • информационное, аналитическое и экспертное обеспечение мониторинга лицейской системы образования;

  • формирование ресурсной базы и обеспечение функционирования лицейской образовательной статистики и мониторинга качества образования;

  • выявление факторов, влияющих на образовательные результаты;

  • реализация механизмов общественной экспертизы, гласности и коллегиальности при принятии стратегических решений в области оценки качества образования;

  • cтимулирование инновационных процессов к поддержанию и постоянному повышению качества и конкурентоспособности.

     Качество образовательных результатов  - это уровень усвоения образовательных программ, уровень сформированности мотивации к учебной деятельности.

 ФГОС второго поколения выдвигает новые требования к освоению основной образовательной программы, в частности требования к результатам обучения.  Объектами мониторинга сегодня являются три группы результатов – предметные, метапредметные, личностные.

     Одним из новых объектов оценки  качества образования является оценка метапредметных результатов обучения. Трудность заключается в том, что в начальной школе обучение в лицее организовано по разным образовательным системам и инструментарий мониторинга  уровня сформированности метапредметных результатов различный в каждой образовательной системе и УМК. Но методическая кафедра нашла точки соприкосновения разных образовательных систем и  УМК и разработала единую технологию оценки достижения результатов, синтезируя приемлемые инструменты оценивания. Сегодня учащиеся обязательно проходят стартовый, промежуточный и итоговый контроль сформированности метапредметных результатов. На каждого учащегося заполняется индивидуальный лист, где зафиксированы уровни развития отдельных УУД. Вся информация передается классному руководителю 5 класса, которую он использует уже в своей работе. Достижение метапредметных результатов оценивается и при проведении ВПР (внешняя оценка).

     Методами сбора информации о достижении личностных результатов являются психолого-педагогическая диагностика, тестирующие задания, портфолио. В соответствии с требованиями Стандарта достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку учащихся, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности лицея и образовательных систем разного уровня.  Оценка этих результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований на основе централизованно разработанного инструментария.  Анкеты, работы учащихся, диагностики позволяют собрать обобщенную информацию о личностном росте учащегося, формировании его ценностных ориентиров, нравственном развитии и.т.д.

       Предметные результаты включают освоенные учащимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно- проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. На уровне основного общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения: трёх междисциплинарных учебных программ — «Формирование универсальных учебных действий», «Формирование ИКТ-компетентности учащихся», «Основы учебно- исследовательской и проектной деятельности» и учебных программ по всем предметам.

 

      Мониторинг качества знаний учащихся осуществляется на всех уровнях образования, на каждой параллели и для каждого класса. Анализ качества знаний проводится по итогам четверти, полугодий и года.

   Анализируя  уровень овладения государственным стандартом по базовым и профильным предметам учитываются  результаты внешних процедур (ЕГЭ, ОГЭ, ВПР, РПР и т.д.). В рамках подготовки к ГИА в лицее проводятся в системе пробные экзамены по обязательным и выборным предметам для учащихся 8-11 классов.

     Показателями уровня применения предметных знаний и умений на практике являются количество участников предметных олимпиад и интеллектуальных конкурсов, количество исследовательских работ и проектов, количество победителей и призеров предметных олимпиад и исследовательских конкурсов.

 

       Важным вопросом в системе оценки качества образования является принцип прозрачности управления, что способствует созданию качественно нового уровня отношений и взаимодействия по решению проблем развития лицея всеми заинтересованными участниками образовательных отношений, а также выработке единой образовательной политики в условиях реализации ФГОС.

      В рамках инновационного сценария, в лицее действует современная система государственно-общественного управления образованием – это Управляющий совет, общешкольный родительский комитет, педагогический совет, совет старшеклассников.

    Спектр форм взаимодействия участников государственно-общественного управления в лицее достаточно широкий: августовский педагогический совет, публичный отчет директора, общественное наблюдение за процедурами государственной итоговой и промежуточной аттестации учащихся, общественная экспертиза проектов и программ, оценка эффективности деятельности лицея, деятельность аттестационных, конфликтных и иных комиссий,  обеспечивают открытость и прозрачность образовательного процесса в условиях реализации ФГОС как для педагогов, так и для родителей (законных представителей),  социума.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 20.11.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Загрузка изображения...
Загрузка изображения...
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения