История музея

    Музей Лицея включен в реестр школьных музеев https://fcdtk.ru/museum/1667193592116-voenno-istoricheskij-muzej-mbou-licej-6-g-gorno-altajska

 

В настоящее время музей Лицея,  как Партнер «Центрального музея  Великой Отечественной войны 1941-1945гг.» или Музея Победы,  которым он стал в 2020 году, принимает активное участие в самом масштабном Всенародном  проекте, посвященном сохранению исторической памяти о военном поколении - «Лица Победы», который проводит Музей Победы на Поклонной горе. Собран и передан материал об учителях и учениках нашей школы принимавших участие в Великой Отечественной войне : И.З. Шуклине, П.Л.Казанцеве, В.И.Параеве, В.Д. Никулине, К.И.Гребенникове, В.К.Калугине, Н.А. Пупышеве. Сбор материалов продолжается.

 

Музей. Год за годом.

  Музей лицея №6 им. Героя Советского Союза И. З. Шуклина в г. Горно-Алтайске был открыт в 1988 году на базе комнаты И. З. Шуклина. Музей расположен в двух смежных комнатах площадью 90 кв. метров.

 В 50-е годы учителя и учащиеся школы своим упорным трудом, отличной учебой и художественным творчеством заслужили права присвоения школе имени выпускника, Героя Советского Союза И.З.Шуклина, а  воинская часть города Бийска вручила средней школе №6, носящей имя Героя боевое Красное знамя, которое как реликвия хранится в музее школы.

Директором школы в эти годы был Павел Лукич Казанцев- человек, прошедший войну. В школе была создана Комната, посвященная памяти Героя.

    В 70-е  годы под руководством директора школы Нины Прокопьевны Федоровой  началась работа по реконструкции и обновлению экспозиции Комнаты Боевой Славы. Именно в то время была написана картина, отражающая фрагмент боя артиллериста Ильи Захаровича Шуклина, которая является частью военной экспозиции музея.

    В комнате Боевой Славы  собирали и бережно хранили фотографии, воспоминания родных и одноклассников Ильи,   школьные реликвии и награды, знамена, пионерскую атрибутику. Здесь  проводились все торжественные собрания, открытые уроки, здесь же устраивали встречи с фронтовиками. Ученики школы с честью продолжали нести традиции своих предшественников.

   1988 год. 50-летний юбилей школы. Комнату Боевой Славы преобразовали в музей. Активисты военно-исторического музея знакомили учеников с материалами поисковой работы. Школьники с удовольствием участвовали в работе музея и группы «Поиск». Частыми гостями ребят были ветераны войны. Долгие годы возглавляла эту работу старейший учитель школы Коротовская Татьяна Васильевна.

   2008 год. 70-летний юбилей школы. В процессе реконструкции музея произошли изменения в экспозиции, добавлен новый  материал, касающийся истории школы, ее учителей и выпускников. Наглядно воссоздана Летопись школы. Значительно увеличился объем информации.

Возглавила эту работу учитель истории, руководитель школьного музея  Крылова Светлана Пантелеевна.

      В настоящее время интерес к музею учеников школы, ее  выпускников, учителей не угасает. В нем проводятся обзорные и тематические экскурсии, городские мероприятия, конференции, встречи с ветеранами.

      Музей является центром военно-патриотического воспитания молодежи. Активисты музея  сохраняют  реликвии и награды, пять знамён, пионерскую атрибутику. Краеведы участвуют во многих мероприятиях лицея, регулярно организуют и проводят встречи с участниками Великой Отечественной войны, труженниками тыла.

      Говоря о музее, нельзя не вспомнить  Группу «Поиск» и ее успехи. В республиканской газете «Звезда Алтая» публиковались статьи «Возвращённое имя» о Герое Советского Союза А. К. Мери и материал об А. П. Казанцевой. Эти материалы были озвучены  в эфире местного радио. Юные краеведы лицея собирали воспоминания о Великой Отечественной войне, копии наградных документов, фотографии. В 2000 году было проведено на базе школьного военно-исторического музея городское мероприятие «Встреча с защитниками Сталинграда и Ленинграда».  Краеведами лицея постоянно велась работа с авторским коллективом Книги Памяти. Ребята узнавали имена родственников, занесённых в  Книгу.

   В музее накоплен богатый фактический материал, который используется в повседневно – практической работе лицея.     В одной из комнат музея располагается экспозиция, посвящённая истории школы. В ней рассказывается о славных делах выпускников, воинах – интернационалистах.  Среди славных имён выпускников школы есть замечательные спортсмены, учёные, деятели культуры, педагоги, знатные труженики.    В музее на протяжении всех лет существования ведётся активная краеведческая работа. Собран богатый материал по истории не только школы, но и города, а также республики. В музее регулярно проводятся беседы, классные часы по истории школы и города. На этих мероприятиях молодое поколение узнаёт о тех, кем по праву гордиться наша земля..

      Военно-исторический музей лицея №6 дважды лауреат смотра военно- исторических музеев России, носит звание «отличный».   Создание музея в лицее №6 г.Горно-Алтайска -  результат исследований по краеведению, которые были организованы почти сразу после окончания войны.   С 1945 по 1957 год ученический и педагогический коллективы средней школы №6 г.Горно-Алтайска боролись за присвоение школе имени И. З. Шуклина. Инициаторами этой акции стали учителя – фронтовики. Коллектив доказал своим трудом и учёбой, что достоин этой чести. Много хороших трудовых традиций родилось в это время в стенах школы. Комсомольцы средней школы №6 под руководством П Л. Казанцева первыми среди других школ вышли на г.Тугая и высаживали там клён  и сосну (до этого на Тугае не было ни одного дерева). Было засажено 150 га. Первыми ученики школы приступили к благоустройству нашего города и территории школы. Был построен засыпной тротуар от магазина «Юбилейный» до мебельной фабрики, посажены деревья вдоль дороги. Около школы был разбит сад.  В 1954 году в школе была создана производственная бригада по выращиванию картофеля. Все члены бригады и директор школы П. Л. Казанцев за успех в работе были награждены медалями «За освоение целины». Силами учащихся школы была построена лыжная база.

    Проводилась большая работа по краеведению. Много было собрано материалов по истории  Горно–Алтайской автономной области, о походах отряда П. Сухова, об И. З. Шуклине.    Вся большая работа по подготовке и  присвоению школе имени И. З. Шуклина была проведена под руководством учителя истории, завуча, а затем и директора школы Павла Лукича Казанцева. Этот удивительный, талантливый человек, ветеран Великой Отечественной войны остался в памяти горно-алтайцев как неутомимый труженик и организатор системы народного образования в Горном Алтае, принципиальный и честный человек. Его имя по  праву занесено в Книгу памяти «Люди эпохи XX века» (т. I). Многие жители г.Горно–Алтайска гордятся тем, что знали Павла Лукича, учились у него, рядом с ним работали.  «Свою работу в школе я считал продолжением ратной службы Отечеству. Меня к этому обязывали те, кто не вернулся с поля боя и кто вернулся, чтобы восстановить разрушенное хозяйство, чтобы подготовить новое поколение молодёжи истинными патриотами своей Родины, верными идеалам старых поколений, активных, деятельных членов нашего общества» (Кан – Алтай, 1995, №2(6), с.16). За время работы в школе №6 он организовал и провёл семь походов по родному краю. Благодаря этим походам ребята увидели неповторимую красоту природы, богатство Горного Алтая, узнали людей, которые своим трудом стремились приумножить богатства своей малой родины.

     Многие годы в организации работы музея  краеведам помогал учитель физики Валерий Иванович Параев. Многие фотографии, представленные в музее, сделаны с его помощью. В октябре 1941 года, он, ученик 10-го класса школы №6, был призван в армию и зачислен курсантом авиационной школы в г.Иркутске. После авиашколы Валерий Иванович прошёл ускоренную подготовку на миномётном отделении Забайкальского военного училища. В октябре 1942 года оказался под Сталинградом, на Донском фронте, где принял миномётный взвод. В конце ноября при освобождении хутора Ореховский  был ранен и отправлен в госпиталь. После лечения направлен на Центральный фронт, где был задействован в боевых операциях на Курско - Орловской дуге. Принимал    участие в боях при освобождении города Дмитриев – Орловский, был награждён орденом Красной Звезды. В феврале 1944 года после ранения  демобилизован и отправлен в распоряжение Ойрот – Туринского (Горно-Алтайского военкомата). Выпускник школы №6,  он по прибытию домой пришёл на работу в родную школу. В ней проработал 42 года, из них

39 лет учителем физики. Много сил отдал Валерий Иванович созданию экспозиции о своём друге Илье Шуклине в школьном музее.  

    Настоящим энтузиастом краеведческой работы была Нина Алексеевна Малютина. Её неугомонный характер, пытливый ум и  умение общаться с людьми помогают находить всё новые и новые материалы о прошлом города и республики, о судьбах людей, оставивших знаменательный след в истории нашего региона. Именно  труд таких энтузиастов краеведческого дела помогает сохранить память о судьбах людей, живших и живущих в Горном Алтае,  учит видеть за официальными фактами политической истории страны  реальные  события.   Нина Алексеевна родилась в 1938 году в селе Макарово Тюменцевского района Алтайского края. Выпускница школы №6 г.Горно-Алтайска. Окончила Горно-Алтайский пединститут. С 1960 года работала в сельской школе, технологическом и зооветеринарном техникумах. В 1983 году за успехи в подготовке высококвалифицированных кадров для народного хозяйства, ей было присвоено почётное звание «Заслуженный учитель школы РСФСР». 

Её многолетняя поисковая работа сделала известными населению республики имена Героя Советского Союза А. К. Мери и героини-подпольщицы А. П. Пивень – Казанцевой. Нина Алексеевна награждена медалями «За освоение целинных земель» и «Ветеран труда».   

     Об Августе Павловне Казанцевой Нина Алексеевна узнала из письма, которое пришло в 1974 году из посёлка Баштанки Николаевской области УССР на адрес зооветтехникума. В этом  письме Клёсов Леонид Моисеевич, член общества охраны памятников истории и архитектуры,  рассказывал о судьбе Августы Павловны после отъезда на Украину, о её героическом подвиге во время Великой Отечественной  войны и обращался с просьбой оказать помощь в поиске документов и материалов  о жизни А. П. Казанцевой на Алтае,  необходимые для музея  пос. Баштанки. Жители этого посёлка свято чтут память об этой легендарной женщине. Её именем была названа улица, в школе, где она работала, был создан музей с экспозицией, посвящённой её подвигу, похоронена она была в центре посёлка, на аллее героев.      Поиск материалов занял 13 лет. По мельчайшим деталям краеведы под руководством Нины Алексеевны восстанавливали всё, что было связано с именем партизанской связной. В течение этих лет велась переписка с учителями истории школы пос.Баштанка, в которой Августа Павловна работала. 

     В фондах военно-исторического музея лицея №6 бережно хранятся документы, связанные с этим поиском: письма, архивные справки, записи воспоминаний очевидцев событий и людей, лично знавших А. П. Казанцеву. «А.П.Пивень родилась в семье революционеров. Отец принимал участие в разгроме барона Унгера (в годы гражданской войны). Мать – член партии большевиков. В 20 лет её избрали председателем сельсовета. Родители Августы умерли рано. Отец был ранен на фронте, а в мать стреляли кулаки. В 1933 году дети остались сиротами. Августа Павловна и младший брат воспитывались в детдоме. В 1933 году она закончила  Горно - Алтайский зооветтехникум. Работала в совхозе Шебалино». Так рассказывают об этой удивительной, стойкой женщине скупые строки документов. Огромное количество усилий необходимо было приложить краеведам в Горном Алтае и на Украине для того, чтобы восстановить картину жизни и героической гибели партизанской связной Августы Пивень.    Переписка активистов – краеведов помогла узнать много интересного жителям Украины об Алтае, а жителям Алтая о республике, где пала смертью храбрых, защищая Страну Советов их землячка. Обмен  материалами о судьбе Августы Петровны  способствовал формированию активного интереса к жизни земляков у тех ребят, которые принимали активное участие в этой работе.

   Огромную помощь в процессе поиска оказывал  Нине Алексеевне Малютиной профессор Горно-Алтайского государственного университета преподаватель исторического факультета Николай Семёнович Модоров. Ещё более удивительным оказался результат по изучению фактов биографии  Мери Арнольда Константиновича. Открытие этого имени жителями Горного Алтая произошло накануне 50-летия Победы над фашисткой Германией. То, что до сих пор многие страницы этой страшной и великой войны остаются нераскрытыми, говорит нам о необходимости  продолжать поиск, организовывать подрастающее поколение на краеведческую работу. Ведь  многие судьбы ветеранов в то сложное время претерпевали крутые изменения, жизнь преподносила им суровые испытания уже после войны и судьба А. К. Мери  как нельзя более доказательно иллюстрирует этот факт.  

       В связи с 50-летием Горно-Алтайского университета внимание людей было обращено к годам становления этого учебного заведения и к жизни людей, связанных с его историей. К судьбам выпускников вуза, его преподавателей более активно обращались журналисты радио, телевидения, периодических изданий Горного Алтая. И так получилось, что незаслуженно забытой оказалась судьба человека, преподавателя, Героя Советского Союза, легендарной личности, известной во всём Советском Союзе. Его имя и биография были возвращены людям стараниями Нины Алексеевны и её помощников – юных краеведов лицея №6: Светланы Юркиной и Антонины Антоновой.  Нина Алексеевна была лично знакома с Арнольдом Константиновичем Мери. Во время её учебы в Горно-Алтайском педагогическом институте на биологическом факультете с 1955 по 1960 годы  Арнольд Константинович был преподавателем общественных дисциплин и куратором комсомольской организации. Он был «отцом» для тогдашней молодёжи института, человеком, который делил со студентами все их радости и заботы. Нина Алексеевна рассказывает о нём как о внимательном и заботливом старшем товарище студентов. Он знал поимённо весь факультет, всех студентов, давал консультации по любым вопросам, так как был очень эрудирован. Ездил вместе со студентами на сельскохозяйственные работы, где его талант рассказчика, балагура помогал скрашивать скромную студенческую жизнь. Всегда доброжелательный и заботливый, он помогал молодёжи в самых сложных ситуациях. К нему в любое время можно было обратиться за помощью и советом, он никогда и никому не отказывал в поддержке. Обладая замечательным чувством юмора, Арнольд Константинович всегда с улыбкой относился к тем шаржам, которые придумывали на него неугомонные студенты.    Для молодёжи он был образцом во всём. Таким запомнили его студенты института конца 1950-х годов. Для Нины Алексеевны стало делом чести вернуть доброе имя этому человеку, фронтовику и талантливому педагогу, воспитавшему своим примером большое число людей не только в Горном Алтае.    

      В автобиографии, которая хранится в архиве ГАГУ, он писал о себе: «Я, Мери Арнольд Константинович, родился 1.08.1919г. в  г. Таллине (Эстония). До революции мой отец работал конторским служащим и служащим ревельской городской реправы, после революции – служащим и управляющим различных торговых и промышленных предприятий. В 1026 году в поисках лучших экономических возможностей отец вместе с семьёй выехал в Югославию, где семья прожила до 1938 года. Отец в Югославии работал поваром, мать – прислугой. Я в 1930 году поступил в I Русско-сербскую мужскую гимназию и закончил её в 1938 году. В этом же году семья  вернулась в Эстонию. В 1938-1939 г.г. в Эстонии отец работал поваром и эконом клуба при торгово-промышленной палате, мать – подавальщицей в столовой.   Я в 1938 году поступил учеником слесаря на механический завод акционерного общества «Фр. Крулль», откуда вскоре уволился в связи с призывом на срочную службу в эстонскую буржуазную армию, где прослужил в чине рядового до установления Советской власти в Эстонии и переформирования Эстонской армии в национальный корпус Советской Армии. За время пребывания в буржуазной Эстонии и Югославии ни я, ни мои родители ни в каких политических организациях не состояли и в политической деятельности не участвовали».

    Однако сам факт пребывания человека на территории буржуазного государства  не давал ему возможности чувствовать себя в безопасности в те годы. И для Арнольда Константиновича это тоже не будет исключением. Именно в виду  неблагонадёжности его судьба будет связана с Горным Алтаем.  До октября 1940 года А. К. Мери работает в ЦК КСМ Эстонии, занимается созданием комсомольских организаций в частях бывшей эстонской армии.    В октябре 1940 года он возвращается в часть для продолжения воинской службы.  В июле 1941 года в составе своей части он принимал участие в боях за станцию Дно, где был тяжело ранен. Несмотря на ранение, он оставался в строю и продолжал вести огонь из ручного пулемёта. В самом разгаре боя кончились боеприпасы и рота стала отходить. В этот переломный момент  Арнольду Константиновичу удалось доставить ящик патронов и своим мужеством и отвагой остановить бойцов и организовать надёжную оборону. Только после третьего ранения он был эвакуирован на медицинский пункт.   За стойкость и самоотверженность, проявленную в этом бою, А. К. Мери был удостоен звания Героя Советского Союза.   После лечения в госпитале он был направлен в Московское высшее военно-инженерное училище, откуда в марте 1942 года отбыл в эстонские   национальные части Советской Армии, в составе которых  участвовал в боях с фашистами до конца войны.

 Закончил войну А.К.Мери в должности помощника начальника политотдела корпуса по комсомолу, в звании майора.

    После Победы комсомольцы Эстонии избрали  Арнольда Константиновича первым секретарём ЦК комсомола Эстонии.     Герой Советского Союза, участник обороны г. Порхова, что на Псковщине, активный участник комсомольского движения в Эстонии, коммунист  в 1951 году был исключён из рядов КПСС, был лишён звания Героя Советского Союза и всех орденов. Такой была практика органов внутренних дел

по отношению к неблагонадёжным, с их точки зрения, лицам.   В 1952 году приезжает в г.Горно-Алтайск вместе с женой, двумя дочерьми, матерью и отцом. Сначала он трудится на мебельной фабрике, потом работает учебным  мастером при Горно-Алтайском педагогическом институте.      В июле 1956 года, после XX съезда КПСС, он обращается с просьбой о восстановлении его в рядах КПСС. По ходатайству Горно-Алтайского обкома КПСС  его просьба была удовлетворена. Арнольда Константиновича переводят на преподавательскую работу в пединститут. В Горно-Алтайске он жил и работал до августа 1960 года, а затем  переехал на родину, где работал заместителем министра народного образования Эстонской ССР.   Об удивительной, и в тоже время типичной для своего времени судьбе  А.К.Мери в статье «Возвращённое имя» рассказал сын Валерия Ивановича Параева, журналист Вячеслав Парпев. Материал для газеты «Звезда Алтая» был  предоставлен Н. А. Малютиной. При работе по восстановлению фактов биографии уникальной и неповторимой человеческой жизни краеведами были задействованы архивы ГАГУ, отдел хранения спецдокументов Республиканского государственного архива, были записаны воспоминания людей, лично знавших Арнольда Константиновича Мери. Вот каким его запомнила бывшая студентка и секретарь комитета комсомола пединститута, а ныне доцент кафедры физической географии ГАГУ Шарабура Галина Дмитриевна: «Арнольд Константинович Мери, являясь национальным героем Эстонии, в воспоминаниях студентов нашего института остаётся скромнейшим, порядочнейшим человеком, умным, блистательным преподавателем, на высоком профессиональном уровне читавшем курс политической экономии капитализма и социализма.  Он хорошо знал комсомольскую работу и был не формальным куратором, а душой нашего коллектива. Любые мероприятия были одобрены и поддержаны им и я, как комсомольский секретарь могла рассчитывать на его помощь в организации и проведении всех мероприятий.    Всех нас поражала удивительная работоспособность Арнольда Константиновича. Вместе со студентами он строил корпус библиотеки и химического факультета, ремонтировал учебный корпус, читал лекции и проводил семинарские занятия, возглавлял комиссии по проведению смотров, праздничных майских и ноябрьских демонстраций».Историческое краеведение учит видеть за каждым историческим периодом, фактом, событием жизнь  конкретного человека. Конечно, для того, чтобы осмыслить и оценить должным образом происшедшее и происходящее, потребуется некоторая временная и пространственная дистанция. И в тоже время, если сейчас не рассказать о судьбах замечательных людей, свидетелей непростой эпохи в жизни нашей страны, то более поздние исследования не восполнят этого пробела. Те трудности и испытания, которые выпали на долю многих представителей старшего поколения, неотделимы от общественной истории страны. Их стараниями, упорством, а иногда и ценой самого дорого на Земле – человеческой жизни, строилось будущее страны.

    И в настоящее время лицеисты продолжают свою работу по сохранении славных  традиций. Собранные в  музее реликвии – это гордость и память многих поколений учеников. Эта память, благодаря усилиям энтузиастов краеведческого дела  не застыла в делах минувших, она обращена в будущее и  тревожит сердца молодых людей, заставляет их соизмерять свои дела и поступки с героическим прошлым предшествующих поколений. Каждая встреча в стенах музея – это связь времён и ориентир на завтрашний день.  Сегодня, благодаря накопленному и ещё не окончательно утраченному опыту краеведческих исследований в лицее, существует реальная возможность создать  такую систему патриотической работы, в центре которой будет стоять музей.  В 2013 г. побывавшая  в лицее Анастасия Мяльсон,  внучка Героя Советского Союза Арнольда Константиновича Мэри, дала высокую оценку деятельности музея, назвав его меккой патриотизма.

 

    

Достижения музея на муниципальном, региональном и/или федеральном уровнях:

 

2009 г.  музею присвоена высшая квалификационная категория

2010 год –III место в заочном Республиканском смотре-конкурсе школьных музеев,

III место в региональном этапе Всероссийского проекта «Наша общая Победа»;

2012 год - I место в Республиканском заочном смотре-конкурсе музеев образовательных учреждений Республики Алтай;

2015 год - Победитель городского смотра-конкурса «Лучший музей общеобразовательного учреждения»;

2017г. Музей Лицея занимает первое место в городском смотре  конкурсе школьных музеев.

2018 год – Диплом II степени регионального этапа Всероссийского  конкурса «Лучший  школьный краеведческий музей - 2018 »в рамках федерального партийного проекта Единой России «Историческая память» .

2020 год - сертификат, подтверждающий,  что, военно – исторический музей Лицея является

Партнером  «Центрального музея Великой Отечественной войны 1941-1945гг.» или Музея Победы.

Музей Лицея включен в реестр школьных музеев https://fcdtk.ru/museum/1667193592116-voenno-istoricheskij-muzej-mbou-licej-6-g-gorno-altajska

 

 

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 22.01.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Загрузка изображения...
Загрузка изображения...
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения