Черненко М.К.

 

Черненко Марина Константиновна, учитель географии

высшей квалификационной категории

 

     Образование высшее окончила Горно-Алтайский государственный педагогический институт,

1989 год географо-биологический факультет специальность -  учитель географии и биологии

дата рождения 26 марта 1967года, общий трудовой  стаж  -  22 года педагогический стаж    - 22года, МБОУ «Лицей №6  г. Горно-Алтайска»  - 21год.

    Учебная нагрузка в 2011-2012 учебном году 26 часов, включая элективный курс «Современная Россия». Являюсь заведующей кафедры естественных наук, классным руководителем 9 «Б» класса.  Мое педагогическое кредо: «Мечтаешь вырастить творческую личность, будь таковой личностью сама». Мне нравится работать в школе, где я всегда в центре событий.  Обладаю такими профессиональными и личностными качествами  как  доброта, инициативность, профессионализм, открытость. Моя основная задача - научить получать знания, работать и зарабатывать, жить и жить вместе. Подробнее...

   

 

Тема: Формирование и развитие исследовательской компетенции обучающихся  на уроках географии как образовательный приоритет.

Тезисы представления педагогического опыта.

    Актуальность темы предопределена тем, что ученые и практики пришли к осознанию необходимости организации проектно – исследовательской деятельности и формирования исследовательских компетенций. Как показывает практика,  овладение обучающимися опыта творческой деятельности может осуществляться при условии их включения в исследовательскую деятельность, которая является способом освоения действительности и средством организации учебного процесса. Формирование и развитие исследовательской компетенции обучающихся на уроках географии как образовательный приоритет дает толчок к систематическому исследованию, анализу, поиску новых,  собственных путей решения той или иной проблемы.

Цель обучения: формирование исследовательских компетенций на уроках географии через активные формы обучения. Для достижения намеченной цели необходимо решить ряд задач:

-        создавать условия для осуществления исследовательской деятельности на уроках географии и во внеурочной деятельности;

-        формировать исследовательские компетенции  на базе общеучебных умений;

-        развивать специальные навыки по предмету и надпредметные способы деятельности.

        Ожидаемый результат. Сформированность исследовательских компетенций.              Повышение интереса к исследовательской деятельности

             Критерии оценки: Уровень сформированности исследовательской компетенции. Участие в работе НОУ по географии. Выступление на различных этапах Всероссийской олимпиады по географии. Поступление обучающихся в Вузы, где профилирующим предметом является география.

              В практике своей работы использую технологии проблемного обучения, дифференцированного обучения и информационно-коммуникативные технологии, метод проектов, уделяю внимание рефлексивной деятельности, что помогает органично включить  исследовательскую деятельности в общую систему работы. Данные технологии связывают общие идеи, они дополняют друг друга. Именно сочетание и использование разнообразных технологий позволяют на уроке подготовить обучающихся к исследовательской  деятельности. В моей педагогической практике выстроилась система, которая позволяет реализовать поставленные задачи, комплексно используя возможности технологий и методов. Процесс обучения началам исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника. В практике работы сложилось свое представление об этапах формирования исследовательских компетенций.

         1-й этап. Диагностический. Этот подготовительный этап позволяет выявить уровень сформированности общих учебных навыков и умений обучающихся. Отслеживаю развитие общих учебных умений и навыков: организационных, интеллектуальных, информационных, коммуникативных. В диагностические данные включаю умение работать со справочной литературой, обрабатывать информацию, выделять главное, систематизировать материал; умение работать в группе, планировать, анализировать свою деятельность. Для проверки сформированности этих умений использую возможности урока. Делаю это с помощью наблюдения, среза знаний , а также с помощью  самоанализа сформированности общих умений. По результатам такого анализа делаю вывод о готовности школьников участвовать в исследовательской деятельности на своем уровне. На основе полученных данных прогнозирую уровень самостоятельности  обучающихся, и планирую дальнейшую работу, дифференцирую задания на уроке для коррекции и развития определенных умений. Анализ показывает положительную динамику по всем показателям.

        2-й этап. Практический. Непосредственный выход обучающихся на исследовательский уровень.  Первая задача познакомить обучающихся с общими требованиями к подготовке, выполнению и оформлению исследовательской работы. Информация доводится до обучающихся в форме лекции или консультации. Даю теоретические знания, знакомлю с рекомендациями, привожу образцы примеров, соответствующих данному уровню самостоятельности. Итог этого создание инструктивной карты для организации последующей работы. Вторая задача  этапа это упражнения и тренировки, небольшие исследования. Выполнение исследования проходит на трех уровнях.

       1-й уровень. Обучающиеся выполняют исследования в рамках внеклассной работы по предмету под непосредственным руководством учителя на конкретном материале. Исследование реализуется в рамках коллективной работы, не содержит глубоких изысканий, работа носит  информационный характер, основана на использовании нескольких источников, иногда достаточно одного. Это могут быть темы о путешественниках, географических открытиях, интересных фактах.

Критерии оценки 1 уровня . Умение владение информацией, аргументировать , делать выводы.

2-й уровень.

Обучающиеся самостоятельно изучают географический материал. Тема исследовательской работы совпадает с тематикой учебной деятельности. Урок дает азы, опору коллективной исследовательской работе, которая, в свою, очередь расширяет, углубляет знания урока. Материал выходит за рамки учебника. Растет уровень самостоятельности обучающихся в реализации всех этапов исследования. Результат может быть представлен на уроке обобщения и систематизации знаний. Создается компьютерная версия презентации. Параллельно отрабатываются новые необходимые умения, для этого проводится практикум по развитию специальных навыков работы в текстовом редакторе,  использование Word, составление презентаций в Microsoft Power Point.

Критерии оценки 2 уровня.  Самостоятельный план исследования. Предложение способа и методов исследования. Обоснование источников информации.

3-й уровень.

Учащиеся выполняют исследовательскую работу на высоком уровне самостоятельности: постановка цели, планирование, поиск и обработка информации, согласование и консультирование в группе, создание продукта деятельности и его представление. На этом этапе определяются обучающиеся, способные самостоятельно выполнить индивидуальную исследовательскую работы по географии. Проекты представляются на конференции, НОУ или итоговом занятии элективного курса с использованием компьютерной версии презентации.

Критерии оценки 3 уровня.

 Предложение способа разрешений противоречия. Указание последствий существования проблемы. Анализ результатов исследования с точки зрения жизненных планов.

3-й этап. Заключительный. Цель этапа – анализ деятельности, мониторинг результатов. На этом этапе выявляем, что дает исследовательская деятельность ученику и учителю.

            Структура формирования исследовательской компетенции, приобщение школьников к исследовательской деятельности включает в себя урочную, внеурочную деятельность и дополнительное образование [таблица 1].            

                                                                                                                                     таблица 1  

Формирование исследовательской компетенции.

 

класс

Урочная деятельность

Внеурочная деятельность

Дополнительное образование

6

Самостоятельная работа, сообщения.  «Календарь погоды», «Описание реки» и т.д.

Всероссийская акции «Операция- Елочка», «Покормите птиц», «Первоцвет», Всероссийский игровой конкурс по естествознанию «Человек и природа». Пришкольный лагерь «Зодиак»

Пробные исследования«Мой путь домой и в школу»,«План местности»

7-9

Урок – исследование, обобщающий урок. «Как люди открывали Землю», «По следам доктора Айболита", «Род  Майманов», «Изучение снежного покрова г. Горно-Алтайска», «Проблемы природно-ресурсной основы экономики России», «Проблемы и перспективы развития машиностроительного комплекса России»

 НОУ. Всероссийский игровой конкурс по естествознанию «Человек и природа» .Этапы Всероссийской олимпиады школьников по географии. Всероссийская дистанционная олимпиада «Российская выхухоль»(г. Шумерля).

 Элективные курсы, исследования. «Географическая грамотность моих родителей», «Сфера обслуживания г. Горно-Алтайска»,

10-11

Урок-исследование, лекция, консультация, обобщающий урок. «Как создать новые рабочие места в Горно-Алтайске?», «Браконьерство в Тихоокеанской акватории России: проблема требует немедленного решения!», «Село вымирает! Как спасти  село?».

Этапы Всероссийской олимпиады школьников по географии. Всероссийские дистанционные олимпиады- «Российская выхухоль» г. Шумерля. Межрегиональная олимпиада Российского государственного гидрометеорологического университета . (Санкт - Петербург) Дистанционная олимпиада по географии «Земля – наш общий дом» (г. Санкт – Петербург), НОУ.  Всероссийская акция «Я - гражданин России»

Элективные курсы, проекты исследования. «Энергосбережение в школе и дома», «Рекреационные возможности Республики Алтай», «Зеленый дом», «Энергосбережение - как метод снижения  индивидуального экологического следа»

 Организация работы с обучающимися по формированию ключевых компетенций через  проектно-исследовательскую деятельность началась в 2008 году с восьмиклассниками. Для отслеживания результатов формирования исследовательской, информационной, коммуникативной компетенций использовался мониторинг. Мониторинг успешности обучающегося проводился по окончании каждой четверти естественно-научном классе.  Опыт работы показал, что формирование исследовательской компетенции в лицее возможно, как на уроках, элективных курсах,  так и во внеклассных мероприятиях, в летнем пришкольном лагере «Зодиак».  Наблюдается рост качества знаний в 11 «Б» классе естественнонаучного профиля за два прошедшихгода ( 2007 – 2009 учебного года) с 65% до 78% при  формировании исследовательской компетенции на уроках географии. Мои выпускники  ежегодно поступают  в различные ВУЗы  страны по специальностям «Туризм», «Природопользование», «Регионоведение», «Геологоразведка» и другие. Развитие исследовательской компетенции позволяет обучающимся активно принимать участие в олимпиадах лицейского, муниципального и Всероссийского уровней. Работы, представленные на городское НОУ, занимают призовые места и  публикуются в сборниках научных статей ГАГУ. Чтобы добиться высоких результатов в исследовательской деятельности, мною проводилась оценка владения исследовательской компетенции  обучающихся в 11 «Б» классе в 2006 и 2011 годах.  Сравнительный анализ диагностики в 8 и 11 классах в процессе освоения исследовательских компетенций, показывает положительную динамику. Исследовательская деятельность, с точки зрения обучающихся – это возможность самостоятельно создать интеллектуальный продукт, максимально используя свои возможности; это - деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и публично показать результат, самоутвердиться. Исследовательская деятельность, органично сочетаясь с другими технологиями и методиками, привела к определенным результатам. Формирование общих умений обучающихся, а главное – исследовательской компетенция. Способность к постановке задач, выдвижения гипотез, выбору методов решения, построению обобщений и выводов, анализу результата.

развитие навыков работы в текстовом редакторе Word. Представление об общих требованиях к подготовке, проведению и оформлению исследовательской работы. Научились оформлять исследования в виде презентаций в устной форме и на электронных носителях. Обучающиеся увидели определенный результат своей деятельности в виде конечного продукта: наглядное пособие, тематический справочник, электронная презентация. Повышение уровня проектных и исследовательских работ, расширение  тематического диапазона. Учащиеся, выполнившие работу по географии, с успехом реализуют свой опыт в другой предметной области. Результаты анализа своего педагогического опыта «Формирование и развитие исследовательской компетенции на уроках географии как образовательный приоритет» позволяет сделать выводы о преимуществах исследовательского метода: для меня, как для учителя, исследовательская деятельность – это средство, позволяющее создать наилучшую мотивацию самостоятельной познавательной деятельности, это - удовлетворение от поиска новых форм работы, их реализации.

 

 

 

 

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 22.01.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Загрузка изображения...
Загрузка изображения...
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения