| ||||||||||||||||||||||
|
| |||||||||||||||||||||
Черненко М.К.
Черненко Марина Константиновна, учитель географии высшей квалификационной категории
Образование высшее окончила Горно-Алтайский государственный педагогический институт, 1989 год географо-биологический факультет специальность - учитель географии и биологии дата рождения 26 марта 1967года, общий трудовой стаж - 22 года педагогический стаж - 22года, МБОУ «Лицей №6 г. Горно-Алтайска» - 21год. Учебная нагрузка в 2011-2012 учебном году 26 часов, включая элективный курс «Современная Россия». Являюсь заведующей кафедры естественных наук, классным руководителем 9 «Б» класса. Мое педагогическое кредо: «Мечтаешь вырастить творческую личность, будь таковой личностью сама». Мне нравится работать в школе, где я всегда в центре событий. Обладаю такими профессиональными и личностными качествами как доброта, инициативность, профессионализм, открытость. Моя основная задача - научить получать знания, работать и зарабатывать, жить и жить вместе. Подробнее...
Актуальность темы предопределена тем, что ученые и практики пришли к осознанию необходимости организации проектно – исследовательской деятельности и формирования исследовательских компетенций. Как показывает практика, овладение обучающимися опыта творческой деятельности может осуществляться при условии их включения в исследовательскую деятельность, которая является способом освоения действительности и средством организации учебного процесса. Формирование и развитие исследовательской компетенции обучающихся на уроках географии как образовательный приоритет дает толчок к систематическому исследованию, анализу, поиску новых, собственных путей решения той или иной проблемы. Цель обучения: формирование исследовательских компетенций на уроках географии через активные формы обучения. Для достижения намеченной цели необходимо решить ряд задач: - создавать условия для осуществления исследовательской деятельности на уроках географии и во внеурочной деятельности; - формировать исследовательские компетенции на базе общеучебных умений; - развивать специальные навыки по предмету и надпредметные способы деятельности. Ожидаемый результат. Сформированность исследовательских компетенций. Повышение интереса к исследовательской деятельности Критерии оценки: Уровень сформированности исследовательской компетенции. Участие в работе НОУ по географии. Выступление на различных этапах Всероссийской олимпиады по географии. Поступление обучающихся в Вузы, где профилирующим предметом является география. В практике своей работы использую технологии проблемного обучения, дифференцированного обучения и информационно-коммуникативные технологии, метод проектов, уделяю внимание рефлексивной деятельности, что помогает органично включить исследовательскую деятельности в общую систему работы. Данные технологии связывают общие идеи, они дополняют друг друга. Именно сочетание и использование разнообразных технологий позволяют на уроке подготовить обучающихся к исследовательской деятельности. В моей педагогической практике выстроилась система, которая позволяет реализовать поставленные задачи, комплексно используя возможности технологий и методов. Процесс обучения началам исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника. В практике работы сложилось свое представление об этапах формирования исследовательских компетенций. 1-й этап. Диагностический. Этот подготовительный этап позволяет выявить уровень сформированности общих учебных навыков и умений обучающихся. Отслеживаю развитие общих учебных умений и навыков: организационных, интеллектуальных, информационных, коммуникативных. В диагностические данные включаю умение работать со справочной литературой, обрабатывать информацию, выделять главное, систематизировать материал; умение работать в группе, планировать, анализировать свою деятельность. Для проверки сформированности этих умений использую возможности урока. Делаю это с помощью наблюдения, среза знаний , а также с помощью самоанализа сформированности общих умений. По результатам такого анализа делаю вывод о готовности школьников участвовать в исследовательской деятельности на своем уровне. На основе полученных данных прогнозирую уровень самостоятельности обучающихся, и планирую дальнейшую работу, дифференцирую задания на уроке для коррекции и развития определенных умений. Анализ показывает положительную динамику по всем показателям. 2-й этап. Практический. Непосредственный выход обучающихся на исследовательский уровень. Первая задача познакомить обучающихся с общими требованиями к подготовке, выполнению и оформлению исследовательской работы. Информация доводится до обучающихся в форме лекции или консультации. Даю теоретические знания, знакомлю с рекомендациями, привожу образцы примеров, соответствующих данному уровню самостоятельности. Итог этого создание инструктивной карты для организации последующей работы. Вторая задача этапа это упражнения и тренировки, небольшие исследования. Выполнение исследования проходит на трех уровнях. 1-й уровень. Обучающиеся выполняют исследования в рамках внеклассной работы по предмету под непосредственным руководством учителя на конкретном материале. Исследование реализуется в рамках коллективной работы, не содержит глубоких изысканий, работа носит информационный характер, основана на использовании нескольких источников, иногда достаточно одного. Это могут быть темы о путешественниках, географических открытиях, интересных фактах. Критерии оценки 1 уровня . Умение владение информацией, аргументировать , делать выводы. 2-й уровень. Обучающиеся самостоятельно изучают географический материал. Тема исследовательской работы совпадает с тематикой учебной деятельности. Урок дает азы, опору коллективной исследовательской работе, которая, в свою, очередь расширяет, углубляет знания урока. Материал выходит за рамки учебника. Растет уровень самостоятельности обучающихся в реализации всех этапов исследования. Результат может быть представлен на уроке обобщения и систематизации знаний. Создается компьютерная версия презентации. Параллельно отрабатываются новые необходимые умения, для этого проводится практикум по развитию специальных навыков работы в текстовом редакторе, использование Word, составление презентаций в Microsoft Power Point. Критерии оценки 2 уровня. Самостоятельный план исследования. Предложение способа и методов исследования. Обоснование источников информации. 3-й уровень. Учащиеся выполняют исследовательскую работу на высоком уровне самостоятельности: постановка цели, планирование, поиск и обработка информации, согласование и консультирование в группе, создание продукта деятельности и его представление. На этом этапе определяются обучающиеся, способные самостоятельно выполнить индивидуальную исследовательскую работы по географии. Проекты представляются на конференции, НОУ или итоговом занятии элективного курса с использованием компьютерной версии презентации. Критерии оценки 3 уровня. Предложение способа разрешений противоречия. Указание последствий существования проблемы. Анализ результатов исследования с точки зрения жизненных планов. 3-й этап. Заключительный. Цель этапа – анализ деятельности, мониторинг результатов. На этом этапе выявляем, что дает исследовательская деятельность ученику и учителю. Структура формирования исследовательской компетенции, приобщение школьников к исследовательской деятельности включает в себя урочную, внеурочную деятельность и дополнительное образование [таблица 1]. таблица 1 Формирование исследовательской компетенции.
Организация работы с обучающимися по формированию ключевых компетенций через проектно-исследовательскую деятельность началась в 2008 году с восьмиклассниками. Для отслеживания результатов формирования исследовательской, информационной, коммуникативной компетенций использовался мониторинг. Мониторинг успешности обучающегося проводился по окончании каждой четверти естественно-научном классе. Опыт работы показал, что формирование исследовательской компетенции в лицее возможно, как на уроках, элективных курсах, так и во внеклассных мероприятиях, в летнем пришкольном лагере «Зодиак». Наблюдается рост качества знаний в 11 «Б» классе естественнонаучного профиля за два прошедшихгода ( 2007 – 2009 учебного года) с 65% до 78% при формировании исследовательской компетенции на уроках географии. Мои выпускники ежегодно поступают в различные ВУЗы страны по специальностям «Туризм», «Природопользование», «Регионоведение», «Геологоразведка» и другие. Развитие исследовательской компетенции позволяет обучающимся активно принимать участие в олимпиадах лицейского, муниципального и Всероссийского уровней. Работы, представленные на городское НОУ, занимают призовые места и публикуются в сборниках научных статей ГАГУ. Чтобы добиться высоких результатов в исследовательской деятельности, мною проводилась оценка владения исследовательской компетенции обучающихся в 11 «Б» классе в 2006 и 2011 годах. Сравнительный анализ диагностики в 8 и 11 классах в процессе освоения исследовательских компетенций, показывает положительную динамику. Исследовательская деятельность, с точки зрения обучающихся – это возможность самостоятельно создать интеллектуальный продукт, максимально используя свои возможности; это - деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и публично показать результат, самоутвердиться. Исследовательская деятельность, органично сочетаясь с другими технологиями и методиками, привела к определенным результатам. Формирование общих умений обучающихся, а главное – исследовательской компетенция. Способность к постановке задач, выдвижения гипотез, выбору методов решения, построению обобщений и выводов, анализу результата. развитие навыков работы в текстовом редакторе Word. Представление об общих требованиях к подготовке, проведению и оформлению исследовательской работы. Научились оформлять исследования в виде презентаций в устной форме и на электронных носителях. Обучающиеся увидели определенный результат своей деятельности в виде конечного продукта: наглядное пособие, тематический справочник, электронная презентация. Повышение уровня проектных и исследовательских работ, расширение тематического диапазона. Учащиеся, выполнившие работу по географии, с успехом реализуют свой опыт в другой предметной области. Результаты анализа своего педагогического опыта «Формирование и развитие исследовательской компетенции на уроках географии как образовательный приоритет» позволяет сделать выводы о преимуществах исследовательского метода: для меня, как для учителя, исследовательская деятельность – это средство, позволяющее создать наилучшую мотивацию самостоятельной познавательной деятельности, это - удовлетворение от поиска новых форм работы, их реализации.
| ||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||
Дата последнего обновления страницы 13.03.2025 Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish» |