Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

      Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

     "Лицей №6 им. И.З.Шуклина г. Горно-Алтайска"

Профильное обучение

 

Профильное и предпрофильное обучение

 

 

С 2006 г. в лицее предпрофильная подготовка ведётся

в рамках проекта "Поле проб".

Основная цель проекта «Поле проб» – создание в Лицее №6 системы предпрофильной подготовки.

     Первый этап, проходит в нашем лицее в декабре - январе и предполагает практическое ознакомление обучающихся с различными сферами деятельности в соответствии с разнообразием предметов труда (природа, человек, техника, знаковая система, художественный образ).   При этом ребята выполняют комплекс кратковременных профессиональных проб, каждая из которых относится к одной пяти сфер профессиональной  деятельности. Учащиеся получают представления о требованиях, предъявляемых к профессиональной деятельности, и соотносит их с образовательными областями.

   II этап. (март - апрель)

Цель – конструирование условий, способствующих формированию культуры самоопределения.

           Задачи: 

  • Расширение представлений об образовательных областях

  • Расширение представлений учащихся об образовательных программах, реализуемых лицеем в профильных классах

  • Формирование образа «Я» через ответ на вопросы «Кто я?», «Что я могу делать?»

  • Развитие умения соотносить свои способности с требованиями, предъявляемыми к различным специальностям

  • Развитие рефлексии.

 II этап осуществляется на базе повышенного уровня изучения профильных предметов. На данном этапе учащиеся учатся учитывать свои реальные способности с желаемыми профессиональными планами. При этом происходит формирование дополнительных предметных знаний, что способствует созданию условий диагностики готовности учащихся к специализированной учебной деятельности (т.е. к обучению на профиле).

         Ожидаемые результаты проекта.

1.  Осознанность выбора профиля обучения

2.  Повышение мотивации и, как следствие, качества знаний учащихся 7-х классов

3. Обученность учащихся 7-х классов способам принятия решений о выборе индивидуального маршрута образовательной деятельности.

 

Организация профильного обучения в лицее

 

       В конце седьмого класса, учащимся предлагается выбрать уровень освоения  тех или иных учебных предметов учебного плана Лицея на основе анкетирования учащихся, с учетом мнения родителей (законных представителей), опираясь на результаты обучения. Уровень освоения определяется выбором программы изучения предмета (углубленное, расширенное, базовое).

    На этапе VIII-IX классов  в Лицее начинается дифференциация содержания образования. В учебном плане выделяются базовый (БУ), расширенный (РУ) и профильный (ПУ) уровни изучения предметов. В дополнение к обязательным предметам, определенным федеральным государственным образовательным  стандартом, вводятся новые учебные предметы, факультативные курсы, различные формы внеурочных занятий, а также предметы по выбору, направленные на более полное развитие способностей учащихся, организуется углубленное и расширенное изучение различных предметов. В VIII и IX лицейских классах обучение организовано по индивидуальным учебным планам, которые учащиеся составляют в соответствии со своими возможностями и будущей траекторией образования.

   По результатам их выбора создаются мобильные группы. Учащиеся имеют возможность включать в индивидуальные учебные планы элективные учебные предметы, поддерживающие выбранное профильное направление (экономика, экология, право, черчение). Для учащихся 9-х классов из часов лицейского компонента введен элективный курс «Психология общения».

Базовый уровень изучения предметов предусматривает формирование ключевых интеллектуальных умений, навыков самостоятельной работы с информацией, овладение кругом структурообразующих знаний и социальным опытом.

Профильный уровень изучения предмета (ПУ) или расширенный (РУ) образует основу профильного обучения в Лицее с 8 по 11 классы. В учебном плане 8-х классов этот выбор охватывает практически все образовательные области, однако свобода учащихся ограничена определенными рамками. Например, нельзя выбрать одновременно углубленное изучение математики и литературы, что связано с требованиями соблюдения максимально допустимой недельной нагрузки с одной стороны и необходимостью более жесткого определения направленности образования с другой.

Уровень среднего  общего образования – завершающий этап обучения в лицее. Учащиеся продолжают обучение по индивидуальным учебным планам, частично скорректировав их после завершения основного общего образования. Учебный план призван обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию учащихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению, создать необходимые условия для целенаправленного развития личности учащихся, формирования всех видов мыслительной деятельности, для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных программ выпускниками лицея. На данном уровне обучения продолжается освоение программ лицейского образования по выбору учащихся, обеспечивается преемственность с организацией и содержанием обучения между уровнями основного общего (8-9 классы) и среднего общего образования. Принцип построения учебного плана для 10-11 классов основан на идее двухуровневого (базового и профильного) Федерального компонента государственного стандарта общего образования.

Учебный план поддерживается своей системой спецкурсов. Максимально допустимая учебная нагрузка для учащихся (в 10-11 классах – 37 часов в неделю) не превышается.

Обучение по индивидуальным

 учебным планам 8 - 11 классы

 

   Обучение лицеистов 8-11 классов по индивидуальным учебным планам

(далее ИУП)  ведется в лицее с 2011 г. ИУП – совокупность учебных предметов (на углубленном, профильном, расширенном или базовом уровнях), выбранных учащимися для освоения на основании собственных образовательных потребностей и профессиональных перспектив.

     Учебный план профильного обучения (для учащихся 8-11 классов) в современных условиях   задает три обязательные для выполнения  нормы:

- перечень общеобразовательных предметов, обязательных для изучения

(15 предметов);

- предельно допустимую недельную нагрузку обучающихся

 (36-37 аудиторных часов в неделю);

- понятие профиля как комбинации предметов, включающей не менее двух дисциплин, изучаемых на профильном (углубленном или расширенном) уровне.

  Цель ИУП: создание организационных условий, позволяющих реализовывать индивидуальные образовательные потребности учащихся 8-11 классов в соответствии с профессиональными перспективами.

  Задачи ИУП:

- обеспечить реализацию федеральных государственных образовательных стандартов;

- обеспечить возможность проектирования индивидуальной образовательной траектории

- обеспечить расширенное или углубленное изучение отдельных дисциплин программы основного общего и среднего общего образования.

 Требования к содержанию ИУП.

Основой ИУП являются базовые образовательные области, обязательные для всех учащихся в объеме государственных образовательных стандартов.

 Обязательными базовыми учебными предметами являются:

  • Математика.
  • Русский язык.
  • Литература.
  • Иностранный язык.
  • История
  • Обществознание (включая экономику и право).
  •  География.
  •  Биология.
  •  Физика
  • Химия.
  • Информатика.
  • Физическая культура. ОБЖ.

Остальные базовые учебные предметы изучаются по выбору. Учащиеся 8-11 классов формируют собственный учебный план, выбирая различные сочетания базовых, профильных предметов, учитывая нормативы учебного времени, установленные СанПиНом. Национально – региональный компонент в 8-9 классах представлен учебным предметом «История Горного Алтая» и является обязательным для изучения. Изучение предмета «Алтайский язык» в 8-11 классах осуществляется по желанию учащихся. В ИУП возможно  включение не менее 2-3 учебных предметов  и элективных курсов по выбору учащихся 8-11 классов:

  • Развивающие содержание одного или двух учебных предметов
  • Расширяющие познавательные потребности учащихся в различных областях деятельности человека.

    Обучение по углубленным и профильным предметам в условиях введения ИУП осуществляют наиболее опытные и квалифицированные педагоги (высшей и первой квалификационной категории). При этом приоритетными направлениями в деятельности педагогов являются:

  •  Наличие многоплановых целей обучения;
  • Активизация самостоятельной и творческой деятельности учащихся; 
  • Развитие познавательных интересов учащихся; 
  • Использование новых педагогических технологий.

Занятия по предметам ИУП являются обязательными и регулируются нормами организации образовательного процесса. Исходя из ИУП учащихся формируются мобильные группы (не менее 12-15 человек), составляется нелинейное расписание.

 

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"